Советы логопеда

Для чего нужны занятия с логопедом?

  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.
  • Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
  • Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
  • Речь является элементом социальной адаптации.
  • Чистая речь снимает ограничения в профессии.
  • Часто родители считают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не всегда так.
  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
  • Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать трудно, так как оно войдёт в привычку.
  • Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

Рекомендуем

Музыка – воспитывает чувство ритма.

Пение (особенно хоровое) – ставит длительный выдох.

Танцы – формируют чувство ритма.

Театрализованная деятельность – развивает просодику, диалогическую и монологическую речь.

Для общего развития очень полезно:

  • читать ребёнку, беседовать с ним о прочитанном;
  • посещать музеи, говорить с ребёнком об увиденном;
  • водить на детские спектакли и обсуждать героев, их поступки;
  • учить стихи – они развивают память, чувство ритма, интонацию.

Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, — именно это формирует чувство ритма.

Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

  • Изучение иностранных языков.

Норма в чужом языке может быть дефектом в своём (межзубное произношение свистящих звуков – это норма английского языка, грассирующее [Р] – норма во французском языке, вибрация всей нёбной занавески – норма в немецком языке, но всё это дефекты для русского языка).

И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского языка, а учитель закреплять старый (дефектный для нас), что провоцирует столкновение психических процессов.

  • Обучение чтению.

Если ребёнок произнесёт какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребёнка сформируется условный рефлекс «звук-буква». Для формирования рефлекса нужно около двадцати повторений. А для разрушения старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.

Артикуляционная гимнастика

Для правильного произношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребёнка (язык, губы, челюсти) работал правильно и чётко.  В  формировании и развитии движений органов артикуляции важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки  подвижности и переключаемости определённых положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!

  1. Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.
  2. Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.
  5. Не заставляйте ребёнка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.
  6. Внимательно читайте инструкцию к выполнению каждого упражнения.
  7. Поощряйте ребёнка, даже если сделать, правильно не получилось.

Часто одной из причин нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребёнком

Отрицательное влияние оказывают на речевое развитие ребёнка:

— речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребёнка, от его непосредственной деятельности;

— побуждение ребёнка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

— обучение, основанное на словах, а не на практике;

— речь взрослого, обращённая к ребёнку, насыщенная сложными, непонятными для ребёнка словами, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительное влияние оказывают на речевое развитие ребёнка:

— правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определённой ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребёнку;

— специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребёнку содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;

— корректная, уважающая личность ребёнка, форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

— речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребёнком во время прогулок и игр.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

ОНР проявляется в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Типично, позднее проявление речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование опорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Для всех детей с ОНР характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Трудности включения, переключения внимания. Страдает продуктивность запоминания. Часто у таких детей нарушена координация движений, отставание в двигательной сфере.

Пониженный самоконтроль при выполнении заданий. Характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.

Уважаемые взрослые, помогите Вашему малышу преодолеть недостатки речи и трудности в обучении, участвуйте вместе с логопедом и педагогами в коррекционно-образовательном процессе!

Дидактические игры для обогащения и активизации словарного запаса

Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»

Цель: закрепить понимание и употребление глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами «в, на».

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкции логопеда: «Куда я положу ключ (повешу трубку, поставлю банку сока и т. п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?»

Ход выполнения задания Логопед предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.

Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф» и т.п.

Игра «Угадай, какие это фрукты?»

Цель: развивать понимание категории рода у прилагательных, обогащать активный словарь у детей  прилагательными.

Материал: карточки-схемы, отображающие отдельные признаки и свойства фруктов (форма, цвет, вкус и др.); предметные картинки с изображениями фруктов.

Инструкции логопеда: «Посмотрите на эти картинки. Назовите их»; «Отгадайте, какой из фруктов я опишу. Жёлтый, овальный по форме, кислый, сочный»; «Как ты догадался, что это лимон (апельсин и т.п.)?»; «Вспомните, что я говорила о лимоне. Карточки- помощницы вам подскажут».

Ход выполнения задания. Логопед обращает внимание детей на изображения фруктов, просит их назвать. Затем предлагает отгадать, какой из фруктов она описывает с помощью карточек-схем. В процессе описания отдельных видов фруктов детьми логопед стимулирует использование ими прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов.

Примерные ответы детей: «Это лимон. Он жёлтый, овальный по форме, кислый, сочный».

Игра «Опиши овощи и фрукты»

Цель: закрепить навыки использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развивать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; формировать навыки составления описательного рассказа о предмете.

Материал: схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, сочность, вкус), выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).

Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты»; «Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. «Что можно сказать о лимоне, яблоке» и т.д.

Ход выполнения задания. Работа с детьми организуется логопедом поэтапно. На первом этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда по поводу результата действия.

Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твёрдое, сочное, сладкое, вкусное».

Информацию подготовила  учитель-логопед Ступак Л. В.

Пальцы помогают говорить

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.

Самые движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Наблюдениях, показали, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревания речевых областей—у правшей в левом, а у левшей — в правом полушарии!

Если даже речь у вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев — это потребует в день всего несколько минут вашего времени, которые окупятся сторицею.

Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» — в нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Имеющиеся в продаже наборы «Театра пальчиков» (есть два варианта) — это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. Игра с детьми второго-третьего года жизни должна вестись при участии взрослого— в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого «спектакля». Около четырех лет ребята начинают импровизировать некоторые простые сценки сами.

Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Занятия и упражнения

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

УТОЧКА

На волнах качаясь,

Уточка плывет. |

То нырнет, то вынырнет

– Лапками гребет.

Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

ЛИСТОЧКИ

Ты весною видел чудо?

Как из маленький из почки Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

КОТИК

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

   Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

ОВОЩИ

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох

– Урожай у нас не плох.

   Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

КУЛАЧОК

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

Кулачки мы разгибаем

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

– Собираем все опять.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

ВСТРЕЧА

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться

– Готовьте чемоданчики!

   Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

Литература:

1.Анищенкова Е.С.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов: М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007

2.Кольцова М. М.

Ребенок учится говорить. — М.: «Сов. Россия», 1973.

 

 

Подстраницы